Вызовы времени уже давно диктуют свои условия и одним из них является использование новых форматов обучения. Электронное обучение в дистанционном и сетевом форматах приобретает все большую популярность в организации обучения студентов ВУЗов, при выборе учащимися формы семейного образования и самообразования.
Стремительный переход к дистанционному обучению показал неготовность массовой школы к образовательной деятельности в новом формате. Математика – один из предметов, обучение которому нуждается в визуальном сопровождении и использовании индивидуальной и групповой форм работы. Ввиду отсутствия выбора формата обучения учитель оказался в ситуации поиска эффективных методов, приемов, средств для организации качественного обучения математике в дистанционном формате. В этом случае важным представляется изучение методических исследований по вопросам обучения в разных форматах и опыта работы учителей сетевых школ (https://www.school-euk2.com/kollektiv).
Продемонстрируем один из возможных вариантов организации обучения математике в дистанционном формате.
Для организации этапов урока в деятельностном подходе, в первую очередь, важно наладить образовательную среду, т.е. подобрать оптимальные инструменты для дистанционного обучения – платформу, сетевые средства, программное обеспечение. При выборе важно хорошо ориентироваться в цифровых инструментах, так как это позволит учителю видеть целостную картину возможностей их использования в организации всех этапов урока.
Среда должна обеспечивать взаимодействие и коммуникацию участников образовательного процесса, качественный контент.
Опыт использования различных сетевых сервисов, совместной работы учащихся и учителей на платформах Google Suite, Школьной цифровой платформы Сбербанка позволил педагогам МАОУ №186 «Авторская академическая школа» сформировать единую среду, доступную для всех участников образовательных отношений.
В 5-9 классах основным инструментом дистанционного обучения математике была выбрана Школьная цифровая платформа (ШЦП) (www.newschool.pcbl.ru). Остальные средства подбирались для восполнения ее дефицитов.
Охарактеризуем некоторые из них. Так, для организации коммуникации были выбраны корпоративная почта Gmail, мессенджер Viber, вебинарная площадка Zoom.
При формировании контента нами частично б использованы материалы разнообразных образовательных ресурсов (www.resh.ru, www.oge.sdamgia.ru, www.learningapps.org, www.wordwall.net, www.quizizz.ru, www.yaklass.ru, www.cifra.school.ru). Взаимодействие с учащимися: планирование и мониторинг обеспечено Школьной цифровой платформой (ШЦП); хранение, документы — Google Suite; виртуальные доски – www.padlet.com, www.conceptboard.ru.
Опыт дистанционного обучения математике в период пандемии показал, что сформированная таким образом среда позволяет обеспечивать следующего виды учебной деятельности при дистанционном обучении: введение в модуль, освоение контента, выполнение заданий и упражнений, групповую работу, обратную связь, оценивание, коммуникацию между уроками [3].
При дистанционном обучении математике могут быть реализованы следующие стратегии дистанционного обучения: изучение тем (учебных модулей платформы) на регулярных онлайн-занятиях и онлайн-консультациях по приглашению учителя, запросу учащихся [1].
Охарактеризуем кратко каждую из стратегий. В первом случае, онлайн-занятие строится следующим образом. В течении 5 минут учитель вводит учащихся в модуль, акцентирует внимание на том, почему урок важен и интересен, направляет учащихся в навигации модуля. Следующие 10 минут посвящаются разбору наиболее сложных моментов темы. Основная часть урока от 15 до 20 минут отводится на выполнение учащимися платформы с организацией обратной связи через чат Zoom, Viber, виртуальную доску. Образовательная среда позволяет в это время организовывать синхронную групповую работу на специальных онлайн-ресурсах, при этом разные группы могут участвовать в разных активностях. Завершается занятие отчетом о проделанной работе, выполнением блиц-проверки, планированием дальнейших шагов. Этот этап постепенно сокращается во времени, так как наблюдается рост учебной самостоятельности школьников.
При использовании второй стратегии учитель собирает учащихся на начало модуля, вводит их в него, назначает время онлайн-консультация для конкретных детей, групп. В течение определенного периода (например, 1-2 недели) учащиеся изучают контент модуля, посещают онлайн-занятия (по приглашению, по выбору, по запросу), назначенные онлайн-уроки, выполняют задания и упражнения, регулярно предоставляют обратную связь. Оценивание проводится в заранее указанные сроки в соответствии с заранее оговоренными критериями. В течение изучения темы (модуля) при обеих стратегиях необходимо обеспечить разнообразную коммуникацию учащихся и учителей. Пример второй стратегии приведен в следующем файле.
Раскроем обеспечение учителем основных видов учебной деятельности при обучении математике в дистанционном формате.
Для освоения учащимися контента (теории) учителю математики важно сформировать или разработать систему средств: задания с расширенной формулировкой, вариативные разноуровневые задания и диагностические задания. Особый интерес представляют задания с расширенной формулировкой. Приведем пример задания темы «Неравенство треугольника» [2].
Задание 1 (геометрия, 7 класс).
Изучите материал параграфа «Неравенство треугольника» или посмотрите видеоурок по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/7307/train/271528/.
Составьте скетч, который бы максимально отражал основную информацию темы.
Выполните задание «Неравенство треугольника» с опорой на созданный скетч по следующей ссылке https://learningapps.org/1470895.
Размещайте вопросы, проблемные решения на виртуальной доске «Вопросы темы» ссылки https://padlet.com/natatr/15qy8gwgarj31goc.
Отправьте скетч по ссылке для участия в конкурсе скетчей темы.
Формулировка задания содержит ответы на вопросы: что нужно сделать? какие материалы, источники информации нужно использовать при выполнении задания? зачем нужно выполнять задание? где можно взять материал и куда разместить созданный образовательный продукт?
Расширенная формулировка позволяет обеспечить выполнение учеником задания «на расстоянии» с участием учителя в роли координатора и консультанта.
Способами представления контента могут быть вебинары, текстовая информация, схемы-иллюстрации, ссылки на внешние веб-ресурсы, видеолекции, видеокасты, анимация, учебные фильмы, записи учебных мероприятий, электронные куры.
В математике достаточно много заданий для выполнения в малых группах. Организовать синхронную и асинхронную групповую работу позволяют сессионные залы Zoom, интерактивных доски, документы совместного доступа Gmail, «группы» в социальных сетях, чаты в мессенджерах, форумы и т.п.
Покажем особенности заданий для выполнения в малой группе при обучении математике на онлайн-уроке.
Учащимся может быть предложено следующее задание.
Задание 2 (алгебра, 9 класс).
Перейдите на виртуальную доску по ссылке https://padlet.com/n_troyanovskaya/uhznjjt05h1n (рис.1)
- Соберите решение.
- Выделите идею решения и теоретический базис задания.
- Найдите “ошибкоопасные” места. Определите, как можно избежать ошибок в подобных заданиях.
Рис.1 – Фрагмент виртуальной доски с размещением задания темы «Упрощение выражений»
Учитель предлагает обратиться в виртуальной доске и выполнить размещенное там задание.
Распределение на группы может быть организовано по желанию учащихся, случайным образом и по назначению учителя. Формирование случайным образом и по желанию ученика может осуществляться так: учитель предлагает учащимся ознакомиться с заданием, его подпунктами и отобразить в чате номер пункта задания, с которым ученик хотел бы поработать на уроке. Так создаются группы из учащихся, записавших в чат 1, 2 и 3. После выбора групповая работа на онлайн-уроке может осуществляться через сессионные залы Zoom или основном зале.
Приведенное выше задание может быть предложено в следующих вариациях.
Вариант 1. Учитель заранее разрабатывает несколько заданий для групповой работы. На уроке учащимся предлагается распределиться на группы одним из указанных выше способов. Учитель демонстрирует экран и предлагает учащимся отыскать часть решения, которую нужно переместить. Учащиеся ориентируют учителя к месту перемещения, учитель перемещает “кусочки” решений. Группа учеников работает с включенными микрофонами. Остальные учащиеся фиксируют верное решение в своих тетрадях по ходу работы группы. Им предлагается завершить выполнение задание и прислать в личный чат учителя ответ.
Вариант 2. Задание предлагается выполнить в группе через сессионный зал Zoom. В случае, если к разбору планируются несколько заданий, то учитель может создать заранее несколько виртуальных досок. Каждой группе предлагается ссылка на виртуальную доску с заданием, которое предназначается именно этой группе. Такой вариант больше подойдет ученикам со средним и высоким уровнем. Пока учитель работает со слабыми учениками, средние и сильные восстанавливают решение на досках, выделяют базис и ищут ошибкоопасные места. Доска позволяет им взаимодействовать вместе: передвигать объекты, добавлять блоки, комментировать, относиться (лайками, оценками и т.п.) к действиям друг друга. Как показал опыт работы минимальное время на выполнение подобного задания с учетом перехода в сессионный зал и виртуальную доску составляет 7 минут.
После выполнения задания полезно уделить время сделанному группами разбору, разъяснению спорных моментов.
Вариант 3. Ссылка на виртуальную доску с заданием включается в задание платформы (в нашем случае, Школьная цифровая платформа (ШЦП)). Учащиеся через чат мессенджера договариваются с кем будут взаимодействовать на виртуальной доске, выполняют задание, а на онлайн встрече обсуждают с учителем результаты, трудности и т.п.
В ходе дистанционного обучения математике важно обеспечить обратную связь до и после онлайн-занятий. Учителю важно подобрать оптимальные средства и приемы предоставления обратной связи. Эффективно получить обратную связь позволяют такие приемы как «Дерево с человечками», «Переадресация вопроса», «Ваше отношение к решению от 1-5», «Незаконченное предложение», «Парковка идей» и многие другие. Охарактеризуем прием «Парковка идей».
«Парковка идей» в дистанционном формате представляет собой опрос Google формы, содержащую незаконченные предложения «У меня получается…», «Есть идея — …», «Хотелось бы улучшить…», «У меня есть вопрос – …», «Мне трудно…», «Хотелось бы разобрать еще раз…». Такой опрос целесообразно предлагать учащимся в конце онлайн-занятия. Использование этого приема позволяет учителю диагностировать степень понимания рассматриваемого учебного материала и проектировать следующие занятие.
Полноценная обратная связь обеспечивается также на вебинарах при разборе типичных ошибок, через чат видеоконференции или мессенджера, звуковое письмо (подкаст), видео-разбор работ, проведение опросов до и после онлайн-занятия.
При обучении математике в дистанционном формате важно не потеряться в огромном количестве сетевых сервисов, платформ, инструментов. Каждый учитель ищет, находит и строит индивидуальные траектории обучения ученика, группы учащихся с использованием инструментов дистанционного обучения.
В этом отношении обмен педагогическим опытом позволит сделать правильный выбор эффективных инструментов, чтобы обучение, несмотря на смену формата, оставалось высокого качества.
Список использованной литературы
- Высоцкая, Е., Сагитова А., Янкевич С. Школьная цифровая платформа: методика подготовки и проведения модуля в дистанционном формате.- М., 2020
- Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / [Атанасян, Л.С., Бутузов, В.Ф., Кадомцев, С.Б. и др.].- М.: Просвещение, 2010.- 384с.
- Ермаков, Д.С., Кириллов П.Н., Корякина Н.И., Янкевич С.А. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы / под ред. Е.И.Казаковой.- М., 2020
- Трояновская Наталья Ивановна. Технология формирования действий контроля и оценки учащихся 5-6 классов в обучении математике: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Трояновская Наталья Ивановна; [Место защиты: Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева].- Саранск, 2015.- 228 с.
Видеоролик о создании сессионных залов (Маликова В.Н., учитель информатики НААШ)
https://drive.google.com/file/d/1gmisOMuQe5Q17WF4M5CLjGrKbXQIB_yz/view?usp=sharing
Видеоролик об организации групповой работы в Zoom — вариант 1
https://drive.google.com/file/d/1Ea6iQTN5vP1HRIttkSrSOSxlpEulDCXK/view?usp=sharing
Видеоролик об организации групповой работы в Zoom — вариант 2
https://drive.google.com/file/d/1TSODym9cyqoNXg-sZyN7ig3HbxaSx8bD/view?usp=sharing
Видеоролик об организации групповой работы в Zoom — вариант 3 https://drive.google.com/file/d/1Tz4Putyn8ERTgl9UHyT5lLB_e81eJKhH/view?usp=sharing