Вызовы времени уже давно диктуют свои условия и одним из них является поиск новых форматов обучения. Электронное обучение в дистанционном и сетевом форматах приобретает все большую популярность в организации обучения студентов ВУЗов, при выборе учащимися формы семейного образования и самообразования.
Стремительный переход к дистанционному обучению показал неготовность массовой школы к образовательной деятельности в новом формате. Учителя оказались в ситуации поиска средств, методов и приемов для организации качественного дистанционного обучения, а администрация школ, методисты – поиска способов и приемов подготовки учителей к новому формату обучения.
В рамках тесного сотрудничества с Межрегиональной сетевой школой «Школа индивидуального обучения ЭУК 2» педагоги МАОУ № 186 «Авторская академическая школа» имели опыт проведения уроков, образовательных событий в дистанционном и сетевом форматах. В условиях пандемии этот опыт помог в выборе способов и форм обучения. Опишем некоторые из них.
Одним из популярных форматов погружения учителей в дистанционное обучение стали вебинары.
Так, в ходе проведенного нами вебинара «Как провести урок математики с использованием инструментов дистанционного обучения» были раскрыты вопросы выбора цифровых ресурсов для организации взаимодействия учителя и учащихся, их коммуникации на уроке и между уроками и формирования учебного контента. Также были определены место и роль каждого инструмента на всех этапах изучения темы от постановки учебной задачи до подведения итогов. У участников вебинара была возможность задавать вопросы через чат и оставить обратную связь о содержании вебинара. Всем участникам по итогам вебинара была предоставлена технологическая карта изучения темы в дистанционном формате.
Другим форматом обучения стал обмен информацией с учителями через электронную почту по типу «запрос – ответ». Так, например, в работе с учителем математики МБОУ № 24 Барашковой О.В. по запросу был предоставлен образец индивидуального образовательного маршрута пятиклассника в изучении темы «Десятичные дроби», даны рекомендации по выбору стратегии обучения теме в дистанционном формате, формированию учебного контента темы.
Однако далеко не все учителя были готовы озвучить свой запрос в вопросах проведения онлайн-уроков. Инициировать такой запрос помогла организация флешмоба «Приходите ко мне на урок!» учителей МАОУ № 186 «Авторская академическая школа». Учителя, имеющие опыт проведения онлайн-уроков по математике в Межрегиональной сетевой школе, Трояновская Н.И. и Маликова В.Н. пригласили учителей на онлайн-уроки различных этапов изучения темы. Такой формат позволил учителям-участникам расширить свои представления о возможностях онлайн-урока, составить перечень эффективных инструментов дистанционного обучения с указанием их целевого использования. Флешмоб стал отправной точкой в активном обмене опыта по освоению и применению цифровых ресурсов для организации качественного обучения в условиях пандемии.
Совместный поиск эффективных решений позволил в рекордно короткие сроки организовать дистанционное обучение, которое учащиеся и их родители признали интересным и качественным.