В условиях перехода на дистанционное обучение важно было, в первую очередь, наладить среду для дистанционного обучения, т.е. подобрать инструменты дистанционного обучения.
Некоторый опыт у нас, к счастью, был: регулярно проводились сетевые образовательные сессии, стала естественной совместная работа учащихся и учителей на платформе Google Suite, освоены инструменты Школьной цифровой платформы Сбербанка, различные сетевые сервисы и другое. И, тем не менее, нужно было сформировать единую среду, доступную для всех участников образовательных отношений.
В 5-8 классах основным инструментом дистанционного обучения является Школьная цифровая платформа. Остальные средства подбирались для восполнения ее дефицитов. Так, для организации коммуникации были выбраны корпоративная почта Gmail, мессенджер Viber, вебинарная площадка Zoom. При формировании контента частично или полностью использованы материалы разнообразных образовательных ресурсов. Взаимодействие учителей и учащихся: планирование и мониторинг обеспечено Школьной цифровой платформой, хранение, документы — Google Suite, виртуальные доски — padlet.com, trello.com, miro.com.
Опыт недели дистанционного обучения показал, что сформированная в школе среда позволяет обеспечивать следующие виды учебной деятельности при дистанционном обучении: введение в модуль, освоение контента, выполнение заданий и упражнений, групповую работу, обратную связь, оценивание, коммуникацию между уроками.
Раскроем обеспечение учителем основных видов учебной деятельности дистанционного обучения.
Для освоения учащимися контента (теории) учителя школы используют различные способы: вебинары, текстовую информацию, схемы-иллюстрации, ссылки на внешние веб-ресурсы, видеолекции, видеокасты, анимацию, учебные фильмы, записи учебных мероприятий, электронные куры.
Организовать синхронную и асинхронную групповую работу позволяют «группы» в социальных сетях, чаты в мессенджерах, форумы, интерактивных доски и т.п.
Полноценная обратная связь обеспечивается на вебинарах при разборе типичных ошибок, через чат видеоконфренции или мессенджера, звуковое письмо (подкаст), видео-разбор работ, проведение опросов до и после онлайн-занятия.
В настоящий момент школа использует следующие стратегии дистанционного обучения: изучение учебных модулей платформы на регулярных уроках онлайн и онлайн-занятиях по приглашению учителя и запросу учащихся.
Охарактеризуем кратко каждую из стратегий. В первом случае, онлайн-занятие строится следующим образом. В течение 5 минут учитель вводит учащихся в модуль, акцентирует внимание на том, почему урок важен и интересен, направляет учащихся в навигации модуля. Следующие 10 минут посвящаются разбору наиболее сложных моментов темы. Основная часть урока от 15 до 20 минут отводится на выполнение учащимися платформы с организацией обратной связи через чат Zoom, Viber, виртуальную доску. Образовательная среда позволяет в это время организовывать синхронную групповую работу на специальных онлайн-ресурсах, при этом разные группы могут участвовать в разных активностях. Завершается занятие отчетом о проделанной работе, выполнением блиц-проверки, планированием дальнейших шагов. Этот этап постепенно сокращается во времени, так как наблюдается рост учебной самостоятельности школьников.
При использовании второй стратегии учитель собирает учащихся на начало модуля, вводит их в него, назначает время онлайн-консультация для конкретных детей, групп. В течение определенного периода 1-2 недели учащиеся изучают контент модуля, посещают онлайн-занятия (по приглашению, по выбору, по запросу), назначенные онлайн-уроки, выполняют задания и упражнения, регулярно предоставляют обратную связь. Оценивание проводится в заранее указанные сроки в соответствии с заранее оговоренными критериями.
В течение изучения модуля при обеих стратегиях обеспечивается разнообразная коммуникация учащихся и учителей.
Выше описаны основные стратегии обучения. Однако стоит отметить, что каждый учитель ищет, находит и строит индивидуальные траектории обучения ученика, группы учащихся с использованием инструментов дистанционного обучения. Это, на наш взгляд, в дистанционном обучении самое главное!
Н.И. Трояновская, к.п.н., заместитель директора
по научно-методической работе